«СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ»:
Хроника трёх альбомов.


 

  - УДИВИТЕЛЬНАЯ ПОЧТА -
1996 

1. Почта 2. Кровь тополей 3. Алгебра и гармония 4. Окуньков-1  5. Сага о снежных барсах 6. Одна посреди зоопарка 7. Батяня-вомбат 8. Увольнение на берег 9. Лучший мент о.г. 10. Бизнес – это вы… 11. Ох, было дело в мае 12. Окуньково-2

   После респектабельных коммунистических гастролей весной 1996 года, в залихватской концертной деятельности «Огня» и «Банды Четырёх» наметился некоторый перерыв. Леший уехал на лето то ли в Югославию то ли в Штаты, а Сантим в очередной раз попал под пагубное очарование святой троицы - пива, футбола и революции.

   Я же отправился в конце июня в военные лагеря под Ижевск и, вернувшись в середине лета, с приятным удивлением обнаружил, что за время моего отсутствия А. Репьёв и О.Сурков из  «Тише Пчёл» стихийно внедрились в «СЕ», разбавив неряшливый пост-панк группы здоровой экспрессией двух акустических гитар. Так как Боряна пересадили играть на бас, необходимость в барабанах отпала сама собой. Арина взялась за клавишные, я же был приглашен в качестве отстройщика звука и частично электрогитариста. В таком чудном составе группа отыграла душевный квартирник у Вали «Стеши» в Беляево, после чего появилась идея по-быстрому записаться.

   Скарб «Лунокот-рекордз» в срочном порядке переместили поближе к ореолу обитания «Пчёл» - метро «Красногвардейская», к Андрею Крыгину. Именно там 31 июля 1996 года и состоялась запись. - вживую, без накладок и с минимальным количеством дублей.

  Отстройка звука была традиционно тяжелая и нудная – акустики в записи звучали глухо или заводились, у басового провода отваливалась «земля», ревер почему-то выдавал перегруз на задержку, а Усову все время казалось, что его голос пытаются незаслуженно задвинуть на второй план. Тем не менее, после  возни с паяльником, нервного дерганья ручек на пульте, и распития канистры разливного красногвардейского пива, часа через два удалось  выставить удобоваримый баланс и запись началась.

   В моем понимании это были даже и не «Еноты», а скорее сугубо экспериментальный и смягченный их вариант. Об этом говорит и  трэк-лист – он весьма случаен, новые вещи перемешаны с версиями ранее записанных и отыгранных хитов, навроде «Ох, было дело в мае» или «Батяня-Вомбат». «Вомбата» решили играть из-за  адаптированности к акустике, а «Про речной трамвай» и «Увольнение на берег» – в силу общих симпатий.

   Очень хорошо получились «Одна посреди зоопарка» с вокалом Арины и «Сага о снежных барсах», музыку к которой написал Олег «Тимошкин» Сурков. Он же и спел её бэк-вокалом, наиграв соло на акустике - слышно как заводится микрофон, минус мне.  Что касается «Алгебры и Гармонии» и «Крови тополей» – это безусловно золотой фонд СЕ.

  Пожалуй, это самая законченная запись Енотов тех времен, никакой лажи или провальных мест не было. Исключение составляет разве что моя гитара – из-за отсутствия обработок и неотрепетированности она выглядит местами нелепо.

 

- КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ ПОГИБАЮЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ -
1996

1. Недосмотренный сон 2.  Новинка 3. Раю-рай 4. Батяня-вомбат 5. Колыбельная панк-року 6. Рыскает весна 7. На месте Ремарка 8. Листопад 9. Свободные льдины 10. Найт флайт 11. Джульбарс-джаз 12. Космос-1  13. Космос-2(Экзич) 14. Зверь, бегущий на ловца 15. Ю-кун-кун 16. Развилка

 

   Записано в знаменитой «квартире 104» на майских праздниках, 6-7 числа.

   Запись растянулась на два дня, так как в первый день обнаружилось масса технических проблем и сбоев из-за горе-аппаратуры – хрустальные шнуры, неработающие микрофоны, шипящие примочки, дареный конь в виде колонок, по которым выстроить сносный баланс – вообще подвиг. А учтите, что инструменты и голоса одновременно писались в линию, никаких комбиков, накладок и многоканалия и в помине не было. Аппарат немилосердно фонил, заводился и  отрубался,  а паяльник вообще не вытыкался из розетки, - от чего в комнате то и дело клубился сладковатый аромат канифоли. 

 Вообщем - не запись, а сплошное мучение. Большое чудо, что из сессии вообще что-то получилось. Отрепетированность отдельных вещей откровенно оставляла желать лучшего – косяки на басу и барабанах слышны невооруженным слухом, что касается гитары – с ней лучше, так как половину музык придумал я, и мне не пришлось учить ничего дополнительно-инородного.

   Если судить по музыкальным изыскам, то это самый эклектичный альбом «СЕ»:

«Лисицын» – гениально простой, четырех – аккордный, мелодический панк. Придумано мной и Усовым (!) во время гастроли СЕ в январе 1996 года в Дмитрове - в гримерке, на расстроенной гитаре и с бутылкой водки на столе.

«Новинка» – задумывалась как хард-кор в духе Биафры, со сменой тональности и издевательскими элементами буги-вуги.  Но в результате невысокого исполнительского мастерства участников хард-кор вылился в маловразумительный припанкованный хард-рок, где все к тому же ошибаются, а ритм скачет как нетрезвые крестьяне пред тульским самоваром.

«Листопад», «Раю-рай» с красивой и запоминающейся солягой,  – тот самый мелодический прост-панк. Безусловно, культовые вещи для того времени.

С «Вомбатом» вышла более интересная история – на муз идею меня натолкнул клип Мадонны в духе фламенко,  название песни не помню,  заглавный гитарный ход на акустике взят именно оттуда. Борян придумал на это странный ритм со сбивкой, а электрогитару сыграл  тогдашний участник «ЗК» Сергей Кабаков, случайно зашедший во время записи за мной.

«На месте Ремарка» – текст был ранее крайне скучно воплощен на раннем альбоме «СЕ». Музыку переделали полностью, отталкиваясь от классического панка в духе «New York dolls»  и «Ramones». Песня засияла  новыми красками…

«Колыбельная панк-року»  –  «наш ответ БГ». Переделка песни оного на енотовский манер с лабазами, снегокатами и цитатами из «Мертвого Ты». Вещь вообще-то юмористическая - авторы Арина  с Усовым.

«Рыскает весна» -  песня группы «Чернозём» первого созыва, где большинство песен принадлежали перу бас-гитариста Дм. Колоколова, на барабанах играл Вадим «Вэ» Зуев, а Е.Кокорин только играл на гитаре и пел. Кавер получился достаточно нелепый, - писался с одного дубля, во время которого на пол-песни отрубились, а затем таинственно включились микрофоны, подзвучивающие барабаны. Но как дань уважения…

А вот музыку к «Свободным льдинам» придумала Арина. Сдвоенное соло клавишных и гитары звучит в ней удивительно хорошо, хотя этот момент практически не репетировали.

«Зверь бегущий на ловца» – музыку делал Борян, ориентируясь на группу «Зоопарк» и их предтечу в лице Лу Рида.

«Джульбрас» – очередной римейк ранних Енотов. Музыку придумал Вэ, в стилистике эдакого джаз-панка. Правда подобрана она мной как-то хреново – последний аккорд в припеве не соответствует оригиналу.

Целых два «Космоса» – вот тоже курьез. Музыка – не что иное как “Jungling Jack” от Ника Кейва, ноль в ноль. Однако сыграна и спета она настолько непохоже на оригинал, что вполне сходит за самостоятельную вещь. Учитесь, товарищи, искусству плагиата!

«Ю-Кун-Кун» и «Развилка» – незавершенная попытка сыграть «Joy Division» в рамках «СЕ» J.

Ну и “Найт флайт” – музыка, соло-гитара Арины. Панк-шансон чистой воды.

 

 

- ЗАСНЕЖЕННЫЙ ДОМ –

1. Прогулка 2. Станционный смотритель 3. Часовой 4. Бумажный змей 5. Ни мира, ни войны 6. Звон цепей 7. Первоклассник 8. Ненормированный рабочий день 9. Звезде Полярной 10. Moscow No Problem 11. Прилетай! 12. Городское отчаяние 13. Москва-Кассиопея

 

  Первая запись сделанная на полу мифической студии «Лунокот  Рекордз». Времена почти полного взаимопонимания в среде Коньковской Богемы и к ней примкнувших. Апофеозом сего явилась июльская поездка в Тверь, где в одном концерте должны были выступить: «НОЖ» «Ожог» «Еноты» «Огонь» «Лисичкин хлеб» и «7 минимальных зарплат». Кто из них успел дернуть струны уже не вспомнить – во  время выступления «Огня» общий друг и любимец Олег Панарьин разбил местному парняге голову, после чего концерт закрыли, а тверчане собрался у здания ДК бить гастролеров. Хорошо хоть, что серьезных бойцов среди местных не оказалось и москвичи достаточно благополучно покинули Тверь на трамвае.

  После той кровавой гастроли и появился «Лунокот». Все произошло спонтанно – надо было записаться, собрали весь аппарат который был в наличии у себя, друзей и знакомых, поставили на пустующую летом квартиру Арины и понеслось. Никаких долгих предварительных договоренностей или скорпулезного вынашивания планов при этом не наблюдалось.

   Сейчас слушать «Дом» сложно – слабый звук, плохие инструменты и полное отсутствие сыгранности. Частые репетиции в те времена считались моветоном, а играть с нуля состав не мог.

   Тем не менее у этого альбома не отнимешь настроенческого драйва и первоклассных текстов.

   Игралось все на следующих инструментах – гитара Muzima, бас Galaxies и барабаны из города Энгельса. Голосам повезло больше - их писали через совковые, но достаточно неплохие конденсаторные микрофоны. «Музиму» примачивали через магнитофон «Электроника-302»,  используя самый ядреный среднечастотный тембр.  Задержку «Электроника-ДБФ» включали в параллель к 12-канальному пульту «Сонор», что давало возможность обрабатывать любой канал идентичными параметрами feed-back.

   Текст «Городского отчаяния» принадлежит перу Коли Григорьева – известного московского мецената и книгоиздателя. Эта одна из сильнейших вещей на альбоме – болезненный суицидальный вальс. Не менее впечатляет и «Станционный смотритель», посвященный Олегу Панарину и его тогдашней жена Ольге Брежневой.

   В сатирическом социальном памфлете «Ненормированный раб. День» на барабанах сыграла Арина, на басу Борян, а на гитаре Олег Сурков. Ничего не скажешь – эксклюзивный трэк.

  Остается только добавить, что в свое время «Заснеженный Дом» был с восторгом принят понимающей общественностью и некоторое время считался эталонным для «СЕ». 

 

Изначально материал был подготовлен для неофициального сайта «СЕ».
Декабрь, 2003 года.

Экзич

Краткая редакция – 27.08.04.
Фото - Арина.