Откуда растут ноги

«Собственно, кто такой А.Марченко и какое отношение он имеет к сайту «ЗК»? – вероятно спросите Вы. На самом деле все очень просто – это я! Вернее, - мой журналистский псевдоним. Зачем он был нужен? Только ради принципа рационального разделения потоков, дабы не смешивать в кучу разнородные жанры деятельности. Опять же создание «вторых Я» – искусство древнее. Некоторые сознательно создают вокруг псевдонима нешуточную мифологию, или же он начинает жить своей собственной неповторимой жизнью, уже без всякой воли автора. Согласитесь, в этом есть что-то от всеобщего заигрывания с мистикой, которой иногда свойственно проявляться и в самом повседневном существовании.

Пресловутый А.Марченко появился в результате написания рассказа «Выходные для Сергушка» - для такого рода фарсового произведения псевдоним Экзич был явно неуместен. Затем последовало интервью с самим собой «Регион-77: До востребования» и рецензии для газеты «Лимонка», на которые меня сподвиг убежденный нацбол Саша Аронов. После этого А.М. активно сотрудничал с сайтом маргинального искусстваа xoy.lenin.ru, где сваял злобную статью «Синее подполье» и еще более злобную одноактную пьеску «День бомбиста». А, ну да, были еще великолепные рассказы «Выделенка» и «Галстук от Лакруа».

По окончанию этих трудов злобный журналюга-писатель наконец-то затих, но ненадолго – к жизни его воззвал Илья Зинин, как-то попросивший написать меня несколько рецензий для сайта Indiemusic.ru.

С тех пор Марченко утихомирился окончательно, видимо полностью исчерпав мои журналистские амбиции. Что касается прозы, то для нее вполне сгодится более привычный псевдоним.

12.01.2004
Экзич.



Рецензии для сайта Indiemusic.ru.


ТЕЛЕВИЗОР "Путь к успеху"



©2002, КАРАВАН РЕКОРДС

Интервал между альбомами "Телевизора" продолжает стремительно увеличиваться - данный релиз мы ждали 7(!) лет. Срок, согласитесь, не маленький… Он мог бы быть и меньше: более трех лет альбом пролежал на полке под кодовым названием "7Б" (диагноз в совковой психиатрии). Никто не хотел связываться - не формат, дескать текста грузят и т.д. Так бы он там и лежал, если бы директору питерского "Каравана", как-то посетившему концерт группы, не пришла в голову идея его издания. Дабы отмежеваться от молдавских молодых дарований название поменяли на нейтральное.
Для тех, кто не в курсах — легендарная группа второй питерской волны, которую в массе населения совершенно ошибочно ассоциируется только с Горби-свистопляской и песней "Твой папа — фашист", существует до сих пор. Музыканты правда в основном разбежались по группам, где платят, но М. Борзыкин упорно продолжает делать то, что нравится и наотрез отказывается строиться под какой бы то ни было форматный имидж. За последнее он крайне нелюбим СМИ, продюсерами и рекорд-компаниями — что, дескать, за инфантилизм и геройство такое в наше веселое время - торговать надо музыкой, блин, маркетинг там, ротация, пи-ар и т.п. Да еще депрессивные и антисоциальные настроения в песнях — это уж совсем ни в какие ворота не лезет! Вы чё, пацаны, жизнь прекрасна — работай, трахайся, пей водку, слушай "ДДТ" (Это же рок-н-ролл, мама!).
Так что нынешний "ТВ" изначально обречен на тотальное непонимание широкой аудитории (до ужаса банальная фраза!), хотя Борзыкин никогда не рвался в звезды андеграунда. Да и ни к чему экстремальному новые песни лидера "ТВ" не призывают, просто заставляют лишний раз задуматься не о материальном благосостоянии, качестве перевариваемой пищи и повышении уровня рождаемости на личном примере, а о беспощадной сути человеческого существования, и оценить без шор, навеянных массовым сознанием, состояние неуклонно катящейся в пропасть цивилизации.
Музыкальная эволюция М. Борзыкина, по сравнению с предыдущими работами, очевидна: эксперименты с сэмплами, больные и перекошенные звуки синтезаторов — все это навевает здоровые ассоциации с группами современного индастриэла, в лице тех же "Nine inch Nails". Тем обиднее, что автору явно не хватило опыта звукорежиссера на этапе сведения. Вследствие банальных финансовых затруднений и отсутствия соратников, Михаилу пришлось в домашних условиях проделывать весьма адскую работу — от записи всех треков до окончательного мастеринга. При таком одинаре никто не застрахован от ошибок — звук местами слишком уж неживой и маловыразительный, кое-где явно выпирает ритм-секция, часть инструментов очевидно завалена, местами голос лишен специфических обработок и идёт как бы мимо саунда. Приходится признать, что в концертном варианте те же "Ада Нет" или "Тепло" смотрятся гораздо выразительней.
К вопросу о цельности альбома: по сути это — сборник совершенно разных вещей, крайне неудачно расставленных по трекам. В результате одни песни, образно выражаясь, "гасят" другие в плане восприятия смысловой нагрузки. Ну никак не смотрятся идущие рядом "Укатала", "Алла Борисовна" и "Лают"! Да и вообще — разнообразие тем, это, конечно, интересно, но без терзания старой, больной клячи Пугачевой или неубедительных филологических открытий "Пальца" альбом явно бы мог обойтись.
Тем не менее, "Путь к успеху" безусловно хорош и, равных себе по энергетическому посылу среди русских коллективов, на данный момент не имеет. Так что, пока перед группой продолжают захлопываться двери престижных клубов, а концертный состав переживает очередной кризис недоукомплектования, вы можете послушать новый "Телевизор" дома.

А. Марченко
15 марта 2002



PEEL OF THE BASS

(p)2001 Quasi Pop Rcords, ©2001, Peel Off The Bass

Существует предубеждение, что писать рецензии на инструментальную музыку - дело гиблое. Дескать, к песням или же подобию песен приклеить какой-нибудь ярлык с россыпью определений проще простого, а вот к инструментальным изыскам, если не обладаешь энным количеством знаний по теории музыки, - перо сломишь+ то бишь, "клаву"! Чем я и занимался пару дней, старательно переслушивая CDR команды из Днепропетровска "PEEL OF THE BASS".
Вопрос№1 - О форме и содержании или что они играют? Попробуйте представить себе гитарный чёс а-ля-Thrustone Moore и меланхоличные звуки синтезаторов на фоне закольцованных барабанных лупов и простеньких сэмплов. Представили? Стилистически "POTB" нешуточно заносит в сторону авангардизма, но в целом в их музыке больше от сумрачного минималистического пост-панка, хотя прочных ассоциаций с кем-либо из представителей этого направления у меня не возникло (воспримите это как похвалу!). Не обошлось и без сюрпризов - единственный на альбоме трек с голосом "Erehenolа" удивил типично трип-хоповой пульсацией, а "Reflection" - сольной партией электрооргана, живо напомнившей мне нелегкие годы обучения в музыкальной школе по классу фортепиано.
Что же касается влияния "SONIC YOUTH", то, похоже, экспериментальные находки этих монстров андерграунда уже взяты на вооружение таким количеством самых разнообразных групп, что со временем его просто перестаешь замечать и принимаешь за должное - налицо злая сила привычки!
В целом диск слушать очень даже комфортно - треки не грешат занудностью, гитара не терзает уши перегрузками. Как следствие - кристальная прозрачность и различимость музыки при несколько пластиковом звуке. Может так задумывалось или писалось, попробую угадать, - при помощи домашнего компьютера без каких либо дополнительных устройств.



Вопрос№2 - О смысле и цели или кому все это надо, кроме музыкантов и пары -тройки друзей? Понятно, что не украинским дивчинам и парубкам с ближайшего дискача! Не надо быть имперским шовинистом, что бы представить реакцию среднестатистического днепропетровского аборигена, для которого верх интеллектуального прорыва в рок-н-ролле раз и навсегда воплотился в каком-нибудь "окияне ельзы" или "би-2", на подобную заумь. "В лучшем случае раздражение, в худшем случае - патология", - как пел один известный деятель.
Я же со своей стороны рискну присоветовать "POTB" как любителям музыкальных заворотов от таких уважаемых старичков как Фрипп и Ино, так и приверженцам более радикального великолепия - от Tuxedomoon до Coil. В центрах таких явно больше - сюда, видимо, и надо подаваться "POTB" c широких, но неблагодарных берегов Днепра.

А. Марченко



ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ "Гексаген"

(p)2001 антроп, ©2001, ПТВП

"ПТВП" трудно уместить в прокрустово ложе общепринятых зрительских стандартов и формаций - для аудитории беззубых декоративных панков навроде "наива/тараканов" или любителей «альтернатив/хардкора» у них слишком неординарные тексты, анденграундные интеллектуалы воротят нос от внешней простоты песен и незатейливости панк-имиджа группы, ну а перетекание в мейнстрим им явно не грозит. Получив кассету "ПТВП" на рецензию, я с легким недоумением скользнул взглядом по фронт-каверу - от смакования чеченской взрывчатки и президента с пририсованными гитлеровскими усиками за версту веяло дешевым эпатажем. Ожидая услышать что-нибудь из серии "Даешь империю!" или "Бей негров, спасай Россию!" (политические темы в нашем рок-н-ролле обычно этим и ограничиваются), я далеко не сразу рискнул прослушать кассету. Как оказалось зря, никаких лозунгов и манифестов на "Гексагене" не обнаружилось и пришлось вслед за участниками группы констатировать - "нас интересует не политика, а социальные отношения!".
Место обитания группы - Выборг, находящийся на самом краю России, близ границы с финнами. Город, насколько помню по пребыванию, маленький и обошли мы его за час. Навскидку вспоминается единственно крупная историческая достопримечательность - закольцованные неслабым рвом шведский кастл, полу европейская архитектура, булыжные мостовые, рок-клуб "Кочегарка" и водянистое пиво от местного заводика.

На фоне таких декораций и образовалась "ПТВП". Видоизменить название детища Бертолуччи пришло на ум в 1996 году никому иному, как лидеру культовой "Химеры" - Эдуарду "Рэдту" Старкову (в то время он был барабанщиком ПТВП). С тех пор название прочно закрепилось, хотя давно уж нет на свете ни Рэдта ни "Химеры".

Главарь "Танков" Лёха Никонов считает себя прежде всего поэтом, а остальное, как говорится, потом… И это действительно так - поэт он отличный, что убедительно доказывают его стихи из книги "не-Хардкор" - нешаблонные, яркие и провокационные. Некоторые из них входят в "Гексаген", другие в более ранние альбомы, - но, как мне кажется, полного представления о его литературном даровании не один из них полностью не даёт. Так что лучше пока читать Никонова в инете или внимать в паузах между песнями на концертах.
Музыкальная часть "ПТВП" - смесь достаточно традиционного панка и хардкора, с примесью рэпперских речитативов, сэмплов и полу-психоделических гитарных вставок. Похоже "Танки" намеренно избегают однообразия, и порой трудно предугадать, что нам будет явлено в следующем треке - стилистической изобретательности группы можно только позавидовать. Полминутный трэш? - пожалуйста! Мелодичный панк в духе "Ramones"? - нате! Что - нибудь с нетрадиционным размером в духе "No Means No"? - можем! Прибавить сэмплов и бэк-вокалов? - Не вопрос! Обещаю, - скучать при прослушивании не будете. (Учтите, что пишет это человек, который к интенсивно - жестко-быстрой музыке относится скептически, не любит и почти не слушает.)
Однако, четкое следование канве "спагетти-панка" (определение Никонова) и подсознательное тяготение "ПТВП" к образу и подобию "русских "Dead Kennedys", заставляют порассуждать не только о бесспорных достоинствах группы, но и об одном её немаловажном изъяне. Неподдельную искренность и оригинальность мировоззрения конечно трудно чем-либо замазать, но все-таки панк, хардкор энд другие коры - жанры давно остановившиеся в развитии и обросшие кучей штампов и условностей, которые "ПТВП" не особо пытаются обойти. Как результат - сквозь содержание местами проступает звериный оскал формы и практически полностью поглощает его. Ведь если брать ту же "Химеру", то именно бессознательный отход от стереотипов жанра и привёл к появлению такого альбома как "Zudva", аналогов к которому я, например, подобрать не могу. Так что я все-таки надеюсь, что "Гексаген" - не предел для банды Никонова. Если группа не затормозится на достигнутом, и будет подвергать последовательной эволюции свои находки, то можно ждать от них вещей поистине удивительных.

 


Рецензии для газеты «Лимонка»


УРБЛЮДЪ ДРАМАДЕРЪ

"Юдоль Кайфов" 2001

На вопрос "Что такое "УрблюдЪ ДрамадерЪ?" вам, скорее всего, ответят, что это "Зазеркалье" без Гапонова". Отчасти, верно, конечно…
Поэт и музыкант Олег Гапонов распустил "Зазеркалье в начале 90 -х под предлогом того, что это "никому на х.й не нужно". Затем он стал активистом ростовской ячейки НБП и лидером знойно-революционного "Че - Дэнса". Вскоре надоело и это, - забросив политическое поприще он, судя по слухам, занялся параллельным кино. К вопросу о возрождения "Зазеркалья" до сих, как я знаю, относится скептически. А жаль - в Москве он фигура культовая… В узком кругу, конечно…
Настал новый век. Скучающие и давно оставшиеся не у дел музыканты "Зазеркалья" Лёша Горис (гитара) и Эдик Серапионов (бас) в конце-то концов решились сделать группу без мятежного Гапонова. Так и появился "УрблюдЪ"…
Московская подпольная общественность встрепенулась. По рукам пошли концертные записи "Урблюда", распространенные с легкой руки Д. Третьякова и К. Мишина. В апреле ростовчане приезжают в Москву на фестиваль НБП, где изображают странноватый укурочный слэм, а уже летом до подыхающей от жары столицы, доходит их первый альбом "Юдоль Кайфов", записанный, как следует из аннотации, в станице Грушевская 28.04… Это где-то в районе Новочеркасска, кажется?
"Юдоль кайфов" - пять вещей сделанных по принципу "текст в начале + долгие гитарные соло и вокальные изыски в конце"… Шестая - первая наоборот… Фото на обложке- нерусский пацаненок, кормящий этого самого верблюда (или урблюда)…
Для любителей классического "Зазеркалья" - "Дети -Цветы" на текст Гапонова. Хотя сопровождение к оному скорее напоминает по стилю "Sonic Youth" времен "Bad Moon Rising" , поет в ней Горис вполне в манере соавтора - низко и замогильно.
Известно, что будучи гитаристом "Зазеркалья" Горис написал два натуралистических шедевра - "Бедную Лизу" и "Бугорки Безъимянных Могил".
Поэтому от "Урблюда" (ох, уж эта инерция восприятия) ждали "брутального слога" и "изнанки жизни"... Оказалось же, что в новых вещах Гориса тексты главенствующей роли не играют, - они достаточно иносказательны и насыщены архетипичными сентиментально-славянскими оборотами. Зато импровизационный гитарный психодел и больной,перекошенный голос, слитые в мутном и нечленораздельном саунде станицы Грушевская рождают нечто, что приближает нас к той юдоли в «мареве неба сонном»…
А все таки, что это - пробный шар, не очень удачная запись или свой стиль жизнетворчества? Сделают ли "Урблюды" что-нибудь более академичное и нужно ли им таковое вообще? Вопрос времени...

Июль 2001



ДЕНЬ ДОНОРА
"Нечеловеческий фактор" 2001
Общеизвестно, что из любой негативной ситуации можно извлечь немало позитивного. К середине 1999 года группа "День Донора" оказалась фактически на грани распада из-за ухода барабанщика и гитариста, игравших в ней со дня основания. В этом же году ее лидер, А. Аронов, попадает в тюрьму по хорошо известному нашим читателям "Севастопольскому делу". По тому же делу проходит и его соратник по партии Ю.Макагон,- компьютерщик и меломан, обладающий, как оказалось, массой нереализованных творческих идей. Неудивительно, что этим двум людям было что обсудить в осоловелом безвременьи украинской тюряги.
"Идея совместных записей возникла как-то даже незаметно для нас самих - рассказывает Саша Аронов - Тюрьма предоставляет много времени для размышлений.
В конце концов, я решил, что вполне справлюсь с гитарой в собственных вещах и без посторонней помощи. Юра же, со своим знанием мультимедийного софта и стилистических канонов звучания, обещал помочь с ритм-секцией и звуком..."
"Нечеловеческому фактору" мы посвятили практически весь 2000 год, - вспоминает Юра Макагон - Уже в декабре было сделано первое сведение. К сожалению, оно оказалось некачественным и только к лету 2001 мы наконец-то смогли добиться полноценного результата..."
Итак, отказавшись от порядком надоевшего панк - гранджа, "Доноры" пришли к стилистике, условно сочетающей в себе элементы пост-панка, хардкора и современного техно - индустриального звучания. Это наиболее адекватное сопровождение к текстам Аронова, в которых экзистенциальная эстетика и
символистские обороты органично сочетаются с лозунгами нонконформизма и политической идеологии.
"Нечеловеческий фактор" включает в себя программные песни + то, что было написано в тюрьме + всё новое. Он не является классическим best-альбомом - аранжировки сделаны в эксклюзивной манере и сильно отличаются от старых версий и концертных вариантов. Особенно рекомендую для прослушивания психоделическую версию "Революции", параноидальную "Капель", а также написанные в КПЗ "Остров Крым" и "Логово врага", реально передающие ощущением тотальной несвободы и изоляции личности. Запредельная удача проекта - "Бог Послал", с обилием потусторонних сэмплов и завораживающе - жутковатым шепотом в припеве:

"Мне бог послал счастливую весть
О том, что положено долго
терпеть
"Не слушайте бога, - шепнул
сатана -
Ведь это война..."

Нельзя не отметить убедительный кавер на песню "Все реки текут" "Регион-а 77". Этот своеобразный андерграундный манифест был так и не воплощён последними на своих собственных альбомах. "Доноры" достойно восполнили этот пробел. Страдающим от избытком оптимизма людям я бы также посоветовал для излечения пару раз в день ставить на уши "Светлое завтра - 1,2,3,4,5" - очень, знаете
ли, действенная процедура...
К сожалению, из-за политических взглядов участников проекта и его общего неформатного саунда, не одна звуковыпускающая контора пока не взяла на себя смелость тиражировать альбом. Музыканты ограничились самопальным копированием и схематичным макетом Игоря Беззубченко, в который, кроме всего прочего, включены тюремные фотографии музыкантов.
Честно скажу, - сознательно заострять внимание на отдельных минусах этого альбома, при большинстве плюсов, мне совершенно не хотелось бы, тем более что эти минусы связаны скорее с технической стороной дела. В целом "Нечеловеческий фактор" - совершенно зрелая и полноценная работа, сделанная с максимальной самовыкладкой и талантом, а также прекрасный плевок в харю ново - русскому рок-бизнесу, холёным альтернативщикам и бесчисленной армии "сплинов, ляписов и
минусов", которыми успешно засоряют мозги молодежи наши о..уительные СМИ.