Экзич в клубе "7"
19 февраля, 2004 |
Дмитрий Коев: Что ты считаешь сутью
своего творчества?
Экзич: Несовершенство человеческой природы,
общая иллюзорность нашего существования. Я думаю это ощущение проходит
красной нитью через все программы ЗК.
Д.К.: Когда ты говоришь о несовершенстве
человеческой природы, ты имеешь ввиду
несовершенство в целом или только во взаимоотношении с нынешними условиями
существования? Если первое, то какой ты видишь
идеальную жизнь человека?
Э.: Я всегда чувствовал что человек сильно
несовершенен в принципе. Это чувство схоже с паранойей. Небольшая приставка
души, а к нему чудовищный организм. Который должен постоянно потреблять еду,
спать, защищаться от холода и боли, сексуально зависеть, умирать в конце
концов. Что бы достичь гармонии человеку надо перестать быть человеком – это
абсурд. То есть человек – отнюдь не венец создания, - на мой взгляд это
скорее патология. Как и тот уродливый в большинстве своем мир, который мы
наблюдаем вокруг. |
Д.К.: А есть ли какие-то планки, которых ты
пытаешься достичь, работая над
альбомом, или вообще в творчестве?
Э.: Единственный критерий – сделать подарок
для самого себя. Создать что-то уникальное, самодостаточное и энергетически
целое. Когда ты слушаешь через полгода и говоришь: «Ух ты, да как же я такое
сотворил, как это у меня сил хватило!» Честно говоря, не ко всем моим
записям это применимо, но по крайней мере я всегда стремлюсь к локальному
абсолюту.
Д.К.: Равняешься ли на кого-то?
Э.: В плане музыки такого нет – есть какие-то
отдаленные ассоциации, но не больше. Но меня порой восхищает выдержка, сила,
уверенность многих людей по жизни – на это хочется равняться. Я как-то
переводил интервью с Майклом Джирой из «SWANS», где он рассказывал о своей
жизни – это удивительная и горькая судьба. Он давно мог крякнуть, сторчаться,
деградировать, но какая-та сила безусловно вела его к совершенствованию. Это
поражает.
Или помнишь Лимонов писал – я ходил по тюремной камере и постоянно повторял
для укрепления духа имена моих священных монстров: де Сад, Мисима, Жене и
т.д. Это тоже своего рода равнение…
Д.К.: Если бы ты
начал писать книгу, о чем бы она была?
Э.: Скорее всего это бы было такое философское
фэнтэзи в духе Курта Воннегута. Или книга о маргиналках – шлюхах,
наркоманках, алкоголичках. Впрочем в обоих этих ипостасях и так много всего
понаписано.
Д.К.: А почему именно о маргиналках, а не о
маргиналах? :-)
Э.: Такую книгу будет проще продать – шучу
:-). Видимо в этом виновата моя обостренная
гетеросексуальность с одной стороны и уровень эмансипации в современном
обществе с другой. Идеал современной женщины приводит меня в уныние, таким
образом я пытаюсь потакать своим иллюзиям и прихотям в маргинальной среде.
Иногда это великолепно, иногда мерзко, но ближе к естественному, природному
порядку вещей. Конечно, тут примешиваются и какие-то детские комплексы,
боязнь женщины-матери, индифферентность к продолжению рода и т.п.
А маргинальность как таковая меня сейчас мало интересует – я все-таки эстет
в душе :-). Она просто бы служила фоном для книги о восприятии женщины
мужчиной. Вообщем-то это вечная тема, конечно…
Д.К.: Как все начиналось в музыкальном
плане? С детства. Что слушал?
Э.: В детстве я слушал классический рок – «The
Beatles», «Rolling Stones», «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Pink Floyd».
Вообщем достаточно старомодно для подростка середины 80-х.
:-) Но такую музыку слушал мой брат, и это повлияло на выбор. Затем
началось увлечение русским роком – это был своего рода запретный плод, там
были понятные, бытовые, непричесанные тексты.
К тому же на это можно было сходить и увидеть. На первый концерт я попал в
14 лет – это был совместный концерт «Телевизора» и «Бригады С» в
спорткомплексе «Динамо» на Речном вокзале . Звук был ужасный, слов не
разобрать – но общий настрой музыкантов и аудитории подкупал, в этом была
какая-то свобода и радость, отрыв от гнетущего и серого «совка» вокруг. Так,
по крайней мере, мне казалось…
База на Якиманке
декабрь 1997 года
|
Я начал ходить на эти концерты, собирать записи – много групп, многое
нравилось: тогдашние «ДДТ», «Наутилус», «Чай Ф», «Крематорий», «Вежливый
отказ», «Аквариум» конечно. Западный рок я забросил, он стал казаться мне
вычурным и малоэмоциональным, всё, кроме «The Doors» – они сильно потрясли
меня тогда.
Так продолжалось до 1990 года. Потом что-то изменилось, заряда русского рока
перестало хватать – я впервые услышал на какой-то случайной кассете «Г.О.»,
поехал летом к брату в Питер, где познакомился с журналистами из «РИО»,
Аллой Миневич – они в общем-то открыли мне глаза на существование
андеграундной культуры, оторванной от всего системы ценностей.
|
Меня это крайне заинтриговало, завернуло в оборот. Я начал слушать «Velvet
Underground», «Joy Division», «The Cure», «Bauhaus», «Sonic Youth», «Buttholle
Surfers». Я стал прочесывать студию «Колокол» в Москве, писать там сибирский
панк, да и много чего – «Комитет», «Восточный синдром», Ника. Я застал
последние концерты в МЭИ – весь Магадан, «Иванов Даун», «Лолиту». Потом были
«Идюки-91» - знаменательное событие на мой взгляд, даже по нынешним меркам.
После всего это я стал ревнивым адептом этой субкультуры, хотя неформалом в
прямом смысле я не был – я не сбегал из дома, не бросал школу или институт,
не попадал в темные истории.
В 1992-93 резко пошел спад – перестали устраиваться фестивали, на это
перестали ходить люди, все заговорили о деньгах, это был период начального
накопления капитала. Музыканты, который активно рубился на рубеж 90-х
спивались, старчивались или же обрастали семьями, уходили в бизнес – ну и
так далее. Андеграунд стал прибежищем каких-то мутных лузеров, которые
создавали какие-то невнятные коллективы, косящие под Летова или делали
натуральное ксп с электрогитарами. А выше торжествовали стилистически
форматные направления, от рейва до хэви металла, русский рок превратился в
полное говно. В любом случае того, что цепляло лично меня здесь уже не было.
Поэтому к середине 90-х я снова пришел к Западу, но не к року конечно, а к
тому, что делали «Сurrent 93», «Death in June», N.Cave, «Crime and the city
solution», «Die Haut», L.Lunch, «EN», «Swans».
Сейчас я мало слушаю музыки, пластинку в неделю, не больше. Стал очень
избирателен и ретрограден, мне уже сложно подпасть под чье-либо влияние.
Д.К.: Что натолкнуло учиться играть на
инструментах?
Э.: Всё тот же русский рок конечно. Это
казалось жутко интересно – не просто писать стихи скажем, но и накладывать
их на энергичную и эмоциональную форму музыки. К тому же в конце 80-х это
было действительно на пике, казалось, что только этим и стоит заниматься.
Если бы я рос сейчас, то я скорее бы все-таки занимался литературой, а не
терзал гитару по пять часов в день. Я начинал с полного нуля – я не знал нот,
у меня не было никакого музыкального образования, был очень не развит слух.
У меня только было ужасная совковая акустическая гитара, которая звучала как
консервная банка. Я издавал из нее какой-то нойз и все – больше ничего не
получалось. Но потом мой приятель принес мне на неделю блестящую болгарскую
«Кремону» - она была настроена, из нее можно было издавать адекватные звуки.
Вот тогда все и началось…
Д.К.: Почему какую-то определенную музыку
слушал?
Э.: Я думаю, что меня в первую очередь всегда
интересовала степень эмоционального самовыражения автора. Музыка само по
себе, как предмет эстетического наслаждения меня волнует не сильно. Может
быть это странно звучит, но это так.
Д.К.: Какие увлечения по жизни, что интересовало/интересует?
Э.: На данный момент - женщины, вождение
автомобиля, фильмы Фасбиндера, звукозаписывающие устройства, ростовская
субкультура, культуризм, книги Мисимы, из музыки – Angels of Lights. Что
интересовало раньше перечислять долго и нудно. Никогда не интересовался
религией. Разве что читал один раз Новый Завет. |
Экзич, автопортрет в двух лицах,
02.1992 |
Д.К.: Расскажи когда ты начал писать, сочинять?
Когда появились первые песни ЗК и идея создать группу?
Э.: Песни проникнутые новым для меня видением
вещей появились в конце 1995, начале 1996 года. Я записал на полусломанный
магнитофон «Вега» маленькую программу для домашнего пользования – на один
канал (!). И в марте 1996 в шутку подарил эту кассету Арине на день
рождения. Там были только бас, драм машина и голос – это звучало ужасно! Но…
все послушали и неожиданно одобрили. Сказали: «Да, круто, надо развивать это
дальше!».
А там были совершенно эксклюзивные вещи – в дальнейшем я их никогда не играл.
Например «Русский медведь» - стилизация под Димона Колоколова или «Энергия
со знаком минус» - в духе «Bauhaus».
ЗК в Туле
Январь 1997 года |
Через два месяца Усов делал квартирный «Фестиваль Фестивалей» на «Красногвардейской»
у Веры и предложил – набери состав да выступи, в чем проблема. Я поднакопал
еще песен, более серьезных на мой тогдашний взгляд и мы несколько раз
отрепетировали их с Сережей Амелько и тоже Сережей Кабаковым, сносно
отыграли на фестивале, Усов сделал запись – она пошла в народ, и также всем
понравилась. Ну и пошло поехало…
На самом деле, появление такой группы можно объяснить просто – я не видел
вокруг себя ничего, что бы мне полностью нравилось. А хотел я слышать следующее
– монотонная ритм секция, полу-импровизационная гитара с овердрайвом, минимумом
рифов и низкий голос с тестами отстраненно-депрессивной тематики. То есть такой
«Joy Division» по-русски :-) |
Д.К.: Откуда взялось название группы?
Э.: Название.. Не буду грешить против истины –
то ли я, то ли Усов, то ли совместно придумали. Мы тогда отсмотрели фильм Д.
Джармуша «Мистический поезд». Он состоит из трех новелл. В последней,
которая и называется «Lost in space» главную роль играет ныне покойный Джо
Страммер. Сюжет такой - его бросает подруга, он нажирается с друзьями в
баре, на какой-то заправке случайно отстреливает продавца. Они пытаются
смыться от полиции и попадают в гостиницу, вокруг которой крутится весь
сюжет фильма – глотают из горла виски и вспоминают дурацкий телесериал «Затерянные
в космосе». Страммер говорит: - «Но вот типа, сидим здесь как эти мудаки
затерянные в космосе, в этой сраной дыре и ничего нам не светит!».
Вся эта история показалось мне эмоционально близкой моему тогдашнему
состоянию, отношению к жизни, ну разве что ни в таком криминальном ракурсе.
Д.К.: Что первое, музыка, тексты, или все
вместе?
Э.: В большинстве своем тексты. Дело в том,
что я бы не назвал программы «ЗК» музыкой. Это более смахивает на творческий
акт, передачу мироощущения доступными средствами, где присутствуют некоторые
музыкальные элементы, но не больше. Поэтому первоначало текста смотрится
здесь более гармонично – он как бы задает настроение и за ним все тянется
ритм, аккорды, голос. Первый песни «ЗК» писались от бас-гитары – «Грязное
Золото», «Признаки жизни», «Нация мечтателей» и т.п. В 1997 я делал демо на
электрогитаре, потом пришел черед акустики. «Край М» - единственная вещь,
где музыкальные дорожки были записаны раньше текста.
На предстоящем концерте, например, я хочу использовать наряду с музыкой,
фотоинсталяции Олега Гурова. Вообщем диапазон средств может быть любой. Я
думаю, что постоянное смешивание стилей и направлений в современном
искусстве может дать по-настоящему мощную отдачу, так как рок-музыка в
чистом виде – все эти фендера, примочки, драйв, героические позы и т.п. себя
полностью исчерпала. Это осталось в прошлом веке. Другое дело, что такие
миксы требуют привлечение материальных средств и огромное количество
дополнительной работы, а с этим уже сложно бороться…
Д.К.: Расскажи о новом альбоме. Запись еще не
начата, вроде, да?
Э.: Запись начата, но идет вяло – технические
проблемы, жизненные обстоятельства и лень. Записано песен пять в пробных
вариантах. Никак не могу сконцентрироваться и что-то доделать. Сейчас как-то
концерты лучше катят – за последние полгода я сменил три состава, мы много
репетировали. На это все-таки тоже уходит много времени и сил.
Д.К.: Каким ты его видишь, по сравнению с ранними
записями.
Э.: Он будет более живой чем «День Печали» – с
более открытым голосом, с живыми гитарами. Может быть даже более мелодичным
что –ли, менее монотонным. В то же время там будут элементы трип-хопа, техно.
Вообщем намечается весьма обстоятельная эклектика. Но к первоначальному
пост-панку «ЗК» я пока не испытываю тяги вернуться. Я вообще стараюсь не
повторяться, у меня подсознательная тяга к изменениям.
Д.К.: Будет ли он записан сольно?
Э.: Не хотелось бы. Несколько партий барабанов мы
записал с Женей Лабычем из Ростова – я буду их использовать, что-то живьем,
что-то в сэмплах. В Ростове вообще очень приятные люди – возможно какие-то
дорожки я вообще запишу с «Урблюдами» или «Церковью Детства». У нас были
такие идеи с Денисом Третьяковым.
Д.К.: О чем песня "УОР"? Мы тут
с Димой Шубиным обсуждали, он
представляет - о наркотиках, мне почему-то всегда казалось - о зависимости
от депрессивного состояния.
Э.: У меня нет ни одной песни о наркотиках.
Разве что «Аэропорт», да и то в рамках проекта «Карибский Кризис». Я
никогда не употреблял наркотики, как употребляли их многие люди. Я пробовал
по молодости некоторые из них, у меня была жена - бывшая наркоманка, много
людей вокруг постоянно употребляли, варили, жили этим – так что
мироощущение наркозависимых было мне знакомо. Кухня, препараты, слэнг,
отходняки и т.д.
Я могу оперировать этими понятиями, но стараюсь быть максимально осторожным.
В начале 90-х в Россию хлынула волна новой литературы, музыки, кино и
одновременно волна наркотиков. Что творится сейчас – это отдельная песня,
про это достаточно неплохо рассказывает ТВ.
А тогда употребление препаратов казалось значимым, мы постоянно говорили о
расширении сознания, Кастанеде и тому подобных вещах. Но по-моему все это
мифология, лапша на уши, все эта эзотерическая литература и психоделические
трактаты как мне кажется приплачены наркобизнесом, обычный пиар. Реально
только то, что некоторые из моих знакомых не дожили и до тридцати. То, что
случилось с Гавром из Актюбинска – это же пиздец полный!
Возможно я в занудство впадаю, навроде этих телемарафонов «Остановим героин!»,
но я очень скептически стал относиться к изменению сознания при помощи
чего-либо в последнее время. Единственно, что я могу употреблять – это
алкоголь, да и то стараюсь себя ограничивать, так как это тоже по своему
очень тяжелый наркотик.
«У.О.Р.» – о несовершенстве человеческой природы, об избавлении от иллюзий,
о невозможности что-либо глобально поменять вокруг. Ну и зависимость от
депрессивного состояния безусловно – под этим знаком прошли 90-е для меня.
Хотя я никогда не был по-настоящему близок к депрессии как таковой и всегда
отрицал суицид как возможный выход из ситуации. |
В гостях у Гоши Аржановского, 1993 |
Д.К.: Каковы твои политические взгляды/идеалы?
Менялись ли они в прошлом?
Э.: У меня никогда не было устойчивых
политических взглядов, хотя всегда тянуло влево - от радикализма в музыке к
радикализму в политике, ну это как данность… В 95-м я мог орать: «Слава
России!», в 96-м с «Бандой» играл тур в поддержку КПРФ, в 1997 периодически
бывал на демонстрациях НБП, два раза «ЗК» отмечались в их бункере позднее.
Но все это не оставило серьезного отпечатка во мне.
Сейчас я более склонен к альтерглобализму – хотя для России это еще рано, а
на Западе это увлечение богатых сынков, которые реально ни на что серьезное
не пойдут. Конечно, хочется разъебать все к чертовой матери – для красоты и
для радости в жизни, но боюсь что это скорее утопия.
Меня всегда смущало в радикализме плачевность результатов. Об этом хорошо
спел Шатов из «Передвижных Хиросим». – «у всех революций – один эпилог -
только самым хитрым достанется все».По сути наиболее отъявленные
революционеры – те же самоубийцы, безумцы, экзальтаторы, grand masturbate
если по Дали. Плечом к плечу с ними по жизни идут отъявленные проходимцы и
негодяи. Если дело выгорает они избавляются от первых и делят всю власть и
бабки между собой.
Тут уже не остается никаких идеалов. В результате мы видим переход сил и
средств от одной кучки шулеров к другой и более ничего.
Д.К.: Что тебе нравится из современных российских групп?
Э.: Мое мнение в данном вопросе не может быть авторитетным, так
как специально появление нового в русской музыке я не отслеживаю. Если брать на
вскидку, то из существующих ныне команд мне наиболее интересны "Театр Яда" из
Москвы, "П.Т.В.П" из Выборга, "Церковь Детства" и "Урблюдъ Драмадеръ" из
Ростова.
Д.К.: Какими вещами ты больше всего гордишься? Или, если кто-то был бы
заинтересован послушать ЗК, что бы ты хотел, чтобы тот человек в первую очередь
услышал? Мне лично очень понравились демо для нового альбома. По-моему песни
глубже, чем "День Печали".
Э.: В первую очередь я бы посоветовал отслушать "У.О.Р" и "День печали".
Там практически нет проходных вещей и это вполне законченные работы. Если по
песням, то в первую очередь надо слушать "Холода", "Микро", "Жизнь по инерции",
"Координаты", "У.О.Р", "Карусели", "Вето". Это определенные вехи, к тому же их
запись вполне удолетворительна.
А вообще у меня болезнь Ника Кейва - после записи альбома я практически
теряю к нему интерес, редко слушаю и не рефлексирую. Мне всегда более интересен
новый материал, новые открытия. То есть, на мой взгляд, каждая моя новая
программа на голову выше предъидущей. Это связано в первую очередь с накоплением
нового жизненного и творческого опыта, общим развитием личности, зрелостью.
Я рад, что тебе понравились демо. Такие вещи как "Интервал" или "Когда"
мне чрезвачайно дороги, они выстраданы, когда я их пою или слушаю у меня есть
ощущение, что я не зря прожил эти 30 лет.
апрель 2004
|